Бедное наше кино

1 февраля в России стартует Неделя французского кино. Франция – единственная страна в Европе, продолжающая доказывать всему миру простую истину: кино снимается не только в Голливуде. И если киноманы еще как-то узнают о шведских-финских-чешских-польских киноновинках, то французские кинематографисты, а точнее чиновники от кино не позволяют рядовым зрителям забывать о целом явлении под названием «кино Франции».

14 современных французских картин будут показаны в 30 российских городах. В прошлом году программу Недели французского кино посмотрели 45 тыс. российских зрителей. Организаторы надеются, что в 2011 году их число только увеличится.

Да, подобная работа требует денег, много денег. Они во Франции есть. Правительство позаботилось, чтобы любой зритель вносил свой процент от франка, а теперь евро, потраченного на кино.

Вита Рамм
Вита Рамм

Родилась и выросла в Каунасе. Родной язык - литовский. В 1984 году закончила ВГИК, киноведческое отделение. Работала старшим редактором сценарного отделения "Дальтелефильм" (Владивосток), руководителем проектов в благотворительной организации "Каритас" (Владивосток-Калининград). С 1998 по 2008 - кинообозреватель радио "Эхо Москвы". С 2008 - кинообозреватель газеты "Известия". Мама двоих сыновей, Мартина (24) и Александра (22). Из личных предпочтений - музыка и чтение. Кино - работа, которая все чаще переходит в рутину, настолько удручают на экране смыслы и качество исполнения.

Деньги тратятся весьма изобретательно. Например, я уже четыре года подряд в январе отправляюсь в Париж. Увы, всего четыре, а теперь, из-за кризиса, три дня, и всегда в январе, в Париже проходит фестиваль-семинар французского кино. Нынешний был уже 13-й по счету. Его организацией занимается влиятельнейшая киноструктура страны UniFrance. Она за свой счет (авиабилеты, проживание) приглашает кинообозревателей со всей Европы.

У каждого журналиста индивидуальный график интервью, а до поездки в Париж, в декабре, экспресс-почтой приходят на дом DVD с фильмами. Потому на семинар все собираются подготовленными для бесед с французскими режиссерами и актерами. В российском пуле, как правило, 8–10 журналистов. И персоны могут меняться. Менеджеры в течение года бдительно отслеживают все публикации и разовых «дармовщиков» отсеивают.

Встречи проходят в номерах роскошного отеля InterContinental Paris Le Grand Hotel. Это центр Парижа. Рядом глаз радует здание оперы, в шаговой доступности Лувр, Елисейские Поля и Галери Лафайет на бульваре Осман. Знаменитые январские скидки, конечно, привлекательны, но шопинговать днем некогда. Работа начинается в 10:30 и заканчивается около 17 часов.

У кинообозревателей тоже есть мечты – например, увидеть-поговорить с любимым артистом. Благодаря «Юнифранс» наконец-то состоялась и моя встреча с одним из самых прекрасных актеров на свете – Жаном Рено. Он участвовал в продвижении исторического фильма о французском холокосте «Облава» режиссера Розлин Буш. Но меня интересовал другой его проект. Сегодня Рено готовится сниматься в роли Распутина: «Знаю, что есть в России фильм Элема Климова «Агония», но не хочу его смотреть до начала съемок, чтобы невольно не попасть под влияние уже созданного и не повторять находки другого артиста. Во Франции издано множество воспоминаний о том, каким он был необыкновенным или, с другой стороны, ужасным старцем. Я прочитал их все, и у меня сложилось свое представление о масштабе этой личности. Например, то, что его так долго не могли убить, много говорит о крупном характере этого человека. В Санкт-Петербург мы с режиссером Розлин Буш отправимся весной. Сейчас идет подбор актеров на роли известных представителей российской знати, принимавших участие в убийстве Распутина».

Для чего же «Юнифранс» так тратится, собирая свой семинар? Но не зря говорят о том, что нет прагматичнее народа в мире, чем французы. Выгода от семинара очевидна. Каждый журналист увозит в свою страну минимум десять интервью. А потом, в зависимости от местных прокатных планов, публикует наработанные материалы. Так информационно-критическая работа совпадает с целями «Юнифранс». Французам важно, чтобы об их национальном кинематографе говорили регулярно.

Как же нам обустроить пропаганду и прокат отечественного кино за рубежом?

А уже никак. Есть в бизнесе такое понятие, как «упущенная выгода». СССР не воспользовался многими возможностями, которые создавала Победа 1945 года. В том числе и в кинопропаганде.

В первые послевоенные годы знаменитый советский режиссер Михаил Калатозов был начальником главка по производству художественных фильмов в ранге замминистра кинематографии. В 1946 году по долгу службы он возглавил делегацию советских кинематографистов, отправляющуюся с большой программой картин на I Каннский международный кинофестиваль. По окончании фестиваля он написал отчет главному идеологу страны и партии А. Жданову.

Вот что писал в 1946 году Михаил Калатозов: «...что необходимо изменить в прокате советских картин за рубежом: от системы пассивного проката, то есть когда прокат наших картин находится в зависимости от мелких кинопрокатчиков… перейти к системе активного проката, то есть к организации смешанных больших компаний, которые могли бы покупать или брать в аренду в столичных городах хорошие кинотеатры. Без такого рода театров широкий прокат невозможен. Приобретение кинотеатров после войны было делом нетрудным. Сейчас американцы бросают колоссальные деньги, чтобы скупить все лучшие кинотеатры Европы. Если они достигнут этого, то будут полностью контролировать европейский кинорынок (исключая Балканы) и прекратят доступ советских картин…

Нужно все усилия кинопропаганды сосредоточить в решающих странах. Так, например, Париж, как указывалось, определяет прокатную политику для таких стран, как Бельгия, Норвегия, Швеция, Голландия, Дания, Швейцария, Алжир, Марокко, Египет и западная зона Германии. Поэтому целесообразно организовать в Париже основную прокатную базу с дубляжной студией, переводящей картины на языки этих стран...»

Срочность решения вопроса о пропаганде советских идей в зарубежных странах средствами кино приобретает острую необходимость в связи с развернутым наступлением американцев на европейский кинорынок, наступлением, которое носит отнюдь не коммерческий характер.

Вот выдержка из обращения ассоциации кинопредприятий, подписанного ее председателем Эриком Джонстоном, к г-же Рузвельт: «…в результате опыта последней мировой войны теперь получила общее признание мысль о том, что из всех когда-либо изобретенных средств распространения новых идей, информации и улучшения взаимного понимания между отдельными народами кино является самым могучим. На кино уже больше не смотрят как только на орудие массового развлечения. Его способность информировать, просвещать и учить только теперь начинает осознаватьсяЕсли мы возьмем под наше влияние часть французской кинематографии и организуем широкое производство кинокартин в Германии и Австрии, в нашей зоне оккупации, то надо полагать, что ключевые позиции кинопропаганды в странах Европы будут принадлежать нам».

Задумайтесь о дате написания отчета Калатозова – 14 ноября 1946 года! Но в те времена руководство страны не стало развивать здравые идеи режиссера. Причин тому множество – холодная война, послевоенное восстановление… Словом, как и предупреждал Михаил Константинович Калатозов, в кино идеологическую войну выиграл Голливуд.

Изучая работу «Юнифранс», порой думаешь, что глава восточного департамента и вице-президент Жоэль Шапрон, прекрасно владеющий русским языком, отчет Калатозова не только читал, но и продуктивно осваивал подсказки.

А что у нас? Мечты гениального Калатозова так и остались мечтами. Наше кино за рубежом сегодня представлено вне всякой системы. Кому-то везет с приглашением на международный кинофестиваль, другие могут быть включены в скромные программы (недели) современного российского кино, проводимые сразу несколькими организациями (во времена СССР этим занимался «Совэкспортфильм»). Финансирование идет от Минкультуры и гомеопатическими дозами, ведь надо «всем сестрам по серьгам». Потому делегации, как правило, скромные, печатная продукция доступна только в кинотеатре, где идут просмотры.

Вот так и живем. Носим свое кино «в личных корзинах», а потом удивляемся тому, что Европа не знает нашего, например, Алексея Балабанова. Ладно, французские артисты отвечают стандартно: смотрели фильмы Тарковского – Никиты Михалкова. Даже мои коллеги – европейские кинообозреватели, в чем не раз убеждалась, могут еще добавить Сокурова с Германом. А в этом году был замечен прогресс – произнести никто не смог фамилию Бекмамбетова, но имя Тимур выговаривали все правильно. Но радости, честно, я не испытывала. Это ведь было свидетельством очередной голливудской победы.

А «Юнифранс» не останавливается на месте. Недавно была осуществлена еще одна занятная штука. Весь январь 2011 года в онлайн-режиме по адресу www.myfrenchfilmfestival.com идет фестиваль французского кино. С субтитрами на английском, испанском и даже корейском языке. Для России все просмотры еще и бесплатные. Подробности о самом фестивале можно найти на портале www.cinema-france.ru. Портал, кстати, сделан по частной инициативе Александра Фельдмана, но французы оценили усилия, и теперь он находится под эгидой посольства Франции в России. Найдутся ли подобные энтузиасты во Франции?

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?